13.03.2017

История мобильных телефонов. Часть 1


Заголовок Крупнейшие успехи и неудачи в истории мобильных телефонов Аннотация За последние тридцать лет человечество произвело десятки миллионов мобильных устройств. В отрасль были вложены огромные инвестиции, над созданием гаджетов работают миллионы людей по всему миру. Однако формула идеального коммуникатора так и не найдена. За каждым взлетом и продвижением вперед обязательно следует оглушительный провал. То и дело новые модели не оправдывают ожидания покупателей и даже отправляются в утиль прямо из магазина. Вспоминаем самые значительные шаги в развитии мобильной индустрии. Часть 1. 1990-е годы: победа цифровых стандартов связи Во второй половине прошлого века самым распространённым мобильным гаджетом был пейджер. Но не успели пейджеры полностью завоевать мир, как на смену им пришли переносные телефоны. Мобильные сети первого поколения были обречены с самого начала. Они использовали аналоговые каналы, которые сильно ограничивали количество потенциальных абонентов. Трудно сказать, предвидели ли крупнейшие производители мобильных гаджетов темпы развития технологий. Но ясно, что они изо всех сил пытались зарабатывать здесь и сейчас. Как RIM победил Motorola Американская компания Motorola выпускала пейджеры с 1950-х годов. К середине 90-х инженеры фирмы довели эти приборы до совершенства. И выпустили супер-пейджер. Он обеспечивал связь в обоих направлениях. Этот девайс получил название Motorola Tango. Внешне он уже был похож на мобильный телефон. Прибор имел съемный аккумулятор и небольшую внешнюю антенну. Через докстанцию он коннектился с компьютером или телефаксом. ФОТО 1 В битву с Motorola за лавры лучшего пейджестроителя в истории ввязалась канадская компания RIM (к тому времени в фирме трудилось не более 20 человек). И к 1997 году был создан новый крутой супер-пейджер с электронной начинкой от Intel. Он был гораздо меньше Tango, без внешней антенны и легко умещался в ладони. При этом экран его был гораздо больше: 4 строки вместо двух! Клавиши суперпейджера отдаленно напоминали рельеф черничной ягоды, и маркетологи придумали для устройства RIM 950 более звучное название — BlackBerry. ФОТО 2 Но был уже 1997 год! Люди могли купить настоящие мобильные телефоны, разговаривать и отправлять СМС. Та же Motorola уже забросила пейджеры и вовсю торговала телефонами. RIM со своим BlackBerry выжил только потому, что заключил договор с оператором связи, который специализировался на корпоративном секторе. В первое время устройства раздавали бесплатно впридачу к контракту на услуги связи. Благодаря этому бренд стал узнаваемым среди деловых людей. RIM вышел со своими акциями на биржу и получил за них более 200 млн долларов. Для маленького стартапа это был взлет! Однако суперпейджеры стали тупиковой ветвью эволюции гаджетов. Большая компания Motorola увидела это раньше, но маленький RIM ринулся в освободившуюся нишу и успел получить свои пять минут славы. Star Тас и Simon — аналоговые звезды Пока RIM раздавал свои чернички бесплатно, Motorola покоряла рынки новыми модными гаджетами. Линейка телефонов STAR TAC, вышедшая в 1996 году, радовала потребителей инновациями. Это первый телефон в формате раскладушки. На этих моделях впервые был применен вибровызов. Устройство получилось красивым и надежным. ФОТО 3 По всему миру было продано более 60 млн штук. Это потрясающий результат, если принять во внимание степень распространения мобильной связи. Например, в России в то время было не более 50 тысяч абонентов. Вспоминая 1990-е, нельзя не упомянуть первый в мире работающий смартфон с сенсорным экраном (диагональ 4,5 дюйма). В 1994-м году в продажу поступил разработанный IBM аппарат Simon. ФОТО 4 За 899 долларов покупатель получал функционал телефона, пейджера, КПК и факса. При подключении аппарата к интернету через докстанцию можно было пользоваться электронной почтой. В прошивку была встроена адресная книга, калькулятор и даже несколько игр. Одно из приложений позволяло рисовать пальцем или стилусом на экране и вводить рукописные аннотации. В комплект поставки входила докстанция, два аккумулятора, стилус и чехол из натуральной кожи. За первые полгода продаж было реализовано около 50 тысяч коммуникаторов. ФОТО 5 Слабым звеном в аппаратах такого класса был аккумулятор. На одном заряде можно было разговаривать не более часа. Для бизнесменов, которым была адресована модель, этого было мало. Даже вторая батарея из комплекта не решала проблему полностью. Чтобы постоянно оставаться на связи, покупатели предпочитали менее требовательные к энергопитанию кнопочные телефоны с небольшими экранами. Инженеры IBM опередили своё время и потерпели фиаско. Nokia покоряет GSM В конце 1990-х в разных частях света стали внедряться цифровые стандарты связи, в том числе знакомый теперь всем GSM. Емкость абонентской базы резко выросла. Это значит, что связь могла стать массовой. Осталось только вывести на рынок недорогие и удобные телефоны. И в этот момент пальму первенства у Motorola перехватила Nokia. Делать аппараты в Финляндии оказалось дешевле, чем в Америке. Первый GSM-телефон, предназначенный для массового потребителя — Nokia 1011. Со своим аккумулятором в 900 мАч телефон позволял разговаривать от 1,5 до 12 часов, в зависимости от типа сети. ФОТО 6 Аппарат не был очень удобным в использовании. Длина 195 мм и вес почти в полкило ставили крест на его перспективах. Однако финны быстро разрабатывали новые модели. Следующий аппарат с индексом 2120 был уже на 5 сантиметров меньше. Модель 5110 укоротилась до 132 мм и весила всего 170 граммов, что вполне вписывается в современные требования к мобильным гаджетам. ФОТО 7 Успех в сегменте простых телефонов позволил Nokia параллельно развивать направление коммуникаторов. К 1996 году Simon уже не продавался, и Nokia устремилась в освободившуюся нишу умных телефонов, представив миру свой N9000. ФОТО 8 Трудно сказать, что кнопочный коммуникатор в чем-то значительно превосходил своего сенсорного предшественника. Разве что встроенной памяти было вдвое больше: два мегабайта вместо одного. Однако Nokia продолжала совершенствовать свои коммуникаторы. В 1998 году появилась модель 9110, а в 1999-м — 9110i. Новые устройства были заметно легче первых, поддерживали карты памяти и выходили в интернет через wap-протокол. В итоге Nokia создала первую в мире линейку коммерчески успешных коммуникаторов и породила целый шлейф последователей. В нее вошел, например, Qualcomm pdQ 800. ФОТО 9 Из того факта, что подражатели успеха не добились, можно сделать вывод: успех коммуникаторов Nokia объясняется силой бренда и рекламными возможностями корпорации. В конце прошлого века Nokia демонстрировала самый быстрый рост среди производителей мобильных гаджетов. Только за один 1998-99 финансовый год компания увеличила свою долю на глобальном рынке с 22,5 до 26,9 процента. В 1999 году Nokia продала более 76,3 млн аппаратов. Рынок рос очень быстро и даже откровенно неудачные устройства, такие как Nokia 1011, находили покупателя. Продолжение следует